Главная
E-mail: 4sale@mail.ru
Повышения эффективности работы предприятия розничной торговли при помощи информационных систем класса ERP
В настоящее время наблюдается спад активности на многих российских предприятиях розничной торговли из-за неготовности к условиям конкурентного рынка. В отсутствии серьезных возможностей для объемных инвестиций, имеющих цель повысить качество работы и снизить себестоимость, первые шаги по выводу предприятий из сложившейся ситуации нужно делать на базе существующих производственных технологий, улучшая управление предприятием.
Основная цель оптимизации - максимальный уровень сервиса для покупателей, минимальные вложения в основные фонды и эффективная, с точки зрения низкого уровня издержек, работа предприятия. Таким образом, нужна балансировка коммерческих, производственных и финансовых целей. Мировой опыт показывает, что успеха достигают те предприятия, которые используют концепцию ERP (Enterprise Requirements Planning - планирование ресурсов предприятия), которая стала мировым стандартом управления и получила дальнейшее развитие в ERP II (Enterprise Resource and Relationship Processing - управление внутренними ресурсами и внешними связями предприятия).

Структура ERP II

MRP (Material Requirements Planning) - планирование потребностей в материалах. MRPII (Manufacturing Resource Planning) - планирование производственных ресурсов. CRM (Customer Relations Management) - управление отношениями с заказчиками. CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) - планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем. SCM (Supply Chain Management) - управление отношениями с поставщиками.

Логическая структура системы планирования ресурсов производственного предприятия


Несмотря на то, что концепция ERP разрабатывалась в основном для сферы материального производства ее методы применимы к управлению торговым предприятием.
Прежде всего, следует отметить, что предприятие розничной торговли всегда работает «на заказ», где в качестве заказчика выступает весь рынок. В сущности, торговля это производство и реализация так называемых торговых услуг. Основным сырьем для производства торговой услуги являются товары. При этом товары аналоги являются различными видами одного и того же сырья. Сопутствующие товары можно считать второстепенным сырьем. Товары также выступают в качестве орудий производства. Длительность производственного цикла сводится к среднему времени пребывания покупателя в магазине. В процессе производства происходит формирование торговой услуги за счет использования ряда технологических операций, часть состава которых определяет заказчик, – подбор, упаковка, доставка и т. д. Некоторые операции, например, самообслуживание, могут выполняться автоматически, но они также предполагают оплату, так как, в частности, открытый доступ к товару предполагает дополнительные системы контроля и слежения, хотя бы выделение специального сотрудника. К таким операциям относится также предложение фонового ассортимента, выкладка, оформление прилавков и витрин и т. д. Поскольку основным ресурсом является время, основное внимание уделяется ускорению без потерь качества всех технологических операций, которые связаны со временем. В первую очередь это касается процедур, имеющих отношение к подбору нужных товаров и к их доставке.
В настоящее время на российском рынке корпоративных информационных систем (КИС) представлены программные решения более десятка западных компаний, а также нескольких десятков российских фирм. Для западных систем характерны "сильные" алгоритмы планирования. Однако западные КИС в той или иной степени страдают оттого, что российское налогообложение, бухгалтерский учет и отчетность далеки от принятых на Западе принципов. Отечественные КИС более приспособлены к российским условиям, но многие аналитики утверждают, что российское ПО пока проигрывает Западному с точки зрения качества и полноты. Неоспоримые достоинства крупных ERP систем – универсальность и практически неограниченная масштабируемость. Они могут предложить адекватные модели управления корпоративными ресурсами предприятиям для всевозможных типов производственных процессов, количество же рабочих мест ограничивается лишь финансовыми возможностями заказчика. В то же время эти системы – лидеры не только по предоставляемой функциональности, но и по цене. Поэтому внедрение систем этого класса экономически оправдано для крупных и очень крупных предприятий со сложной структурой бизнеса. Принято считать, что приобретение подобной системы оправдано для предприятий с годовым оборотом от $200млн.
Системы среднего класса более распространены из-за меньшей стоимости, чем КИС для крупных предприятий, но отличаются от них меньшей функциональностью и меньшим числом готовых отраслевых решений. Представленные на российском рынке Западные КИС, как правило, разработаны ведущими мировыми компаниями, такими как SAP или BAAN. Они прошли многолетнюю школу, прежде чем попали на российский рынок. Поэтому почти все Западные корпоративные системы соответствуют стандартам. Они могут применяться широким кругом предприятий различного масштаба и специализирующихся в различных областях. Эти системы построены с использованием современных технологий и дают наивысшие показатели в производительности. Соответствие систем стандарту ERP в частности означает хорошо продуманные алгоритмы производственного и финансового планирования и моделирования. К недостаткам Западных КИС можно отнести, наверное, лишь высокую стоимость. Непригодность же использования систем на некоторых российских предприятиях, имеющих неорганизованные и не налаженные процессы, недостатком не является.
Разработки отечественных разработчиков более близки к российской специфике и более дешевы, поэтому их внедрение более оправдано в случае малых и средних предприятий для решения конкретных задач. В силу несоответствия хотя бы стандарту MRP, многие из российских систем не могут применяться на крупных предприятиях имеющих несколько типов производственных процессов. Отечественные разработчики КИС пока слабо проработали вопросы производственного планирования и моделирования.
При настоящем положении дел российскому руководителю зачастую экономически целесообразно финансировать одновременно три системы: ограниченный вариант Западной ERP системы в сфере производства, российскую систему бухгалтерского учета начального уровня и автономную программу расчета заработной платы.
В последнее время наблюдается тенденция повышения качества КИС российского производства. Некоторым крупным разработчикам удалось приблизиться к стандарту ERP при приемлемой для Россия стоимости продукта. Возможно через несколько лет отечественные разработки смогут на равных конкурировать с Западными системами.

Литература:
1. Гайфуллин Б.Н., Обухов И.А. Автоматизированные системы управления предприятиями стандарта ERP/MRP II. М.: Богородский печатник, 2000.
2. Отоцкий Л., Савин А. Семь критериев выбора ERP-систем для России. М.: Открытые системы, Открытые системы, 1998, №4
3. Когаловский В. Производственное планирование от Гантта до ERP. Что такое OPT, Just-in-time, CIM, CALS? Какова их связь с ERP и MRP II? М.: Открытые системы, Директор информационной службы, 2000, №5
4. Коржов В. Система ERP для малых и средних предприятий. М.: Открытые системы, Computerworld, 2000, №15
5. Ильина М. «Правильная» автоматизация для России. М.: Открытые системы, Computerworld, 2001, №15-16
6. Громыко О. Осторожно: системы ERP. М.: Открытые системы, Открытые системы, 2001, №7-8



Hosted by uCoz